Развитие речи

Правильное развитие речи у ребенка – одна из основных задач, стоящих перед родителями. Речь у малыша развивается в период от первых месяцев жизни, когда ребенок начинает познавать мир и различать голоса родителей, и по достижении им 5-6 летнего возраста. Именно в этот период очень важно не упустить момент, когда малыш начинает задерживаться в развитии, плохо запоминает и выговаривает звуки и слова, не понимает, что ему говорят родители или сверстники.

развитие речи у детей


Этапы развития речи у детей

Дети в возрасте до одного года, чаще всего, еще не произносят ни слова, но привлекают к себе внимание при помощи звуков. Существует три основных этапа развития речи у детей в возрасте до года:

  • Агуканье (гуление);
  • Лепетание;
  • Первые однозначные слова.

Новорожденный ребенок развивается очень быстро, и с постепенным развитием его мозга (миеленизацией) у малыша появляются новые, произносимые его звуки. Агуканье и гуление представляет собой непроизвольно произносимые ребенком звуки «гу» «э-э-э», «а-а». Этот, на первый взгляд, незначительный и непродолжительный этап развития считается самым важным. К пяти-шести месяцам разнообразие звуков должно увеличиться в разы, а произношение их стать более осмысленным.

Достигая полугодовалого возраста, малыш начинает повторять звуки и слоги за взрослыми. Первые услышанные «ма-ма» и «ба-ба» вызывают бурю восторга у взрослых, но для малыша это всего лишь очередной этап развития связной речи. Ребенок способен лишь повторить за вами интонацию и очередность звуков, но выражать свои эмоции он продолжает на одном, только ему известном, языке.

Обычно дети к началу второго года жизни уже имеют в словарном запасе 8-10 слов. Чаще всего, это простые слова из одного или двух слогов, находящиеся у ребенка на слуху – «мама», «баба», «нет», «дай». Малыш переходит к новому этапу – осознанному произношению слов, и к двум годам развитие речи у ребенка подходит к увеличению словарного запаса до 180-200 различных слов, а трем годам при разговоре успешно использует падежи и склонения. Все это происходит именно так, если ребенок развивается правильно.

Но что делать родителям, дети которых задерживаются с развитием речи и не торопятся разговаривать? Прежде всего – обратиться к специалистам по данным вопросам. Квалифицированный врач определит причину нарушения речи у детей и назначит необходимые упражнения, чтобы устранить препятствие, не дающее ребенку разговаривать. Чаще всего причинами задержки речи являются нервно-психическое состояние малыша, которое в обязательном порядке проверит доктор.

Методика развития речи у маленьких детей

Для того чтобы ребенок развивал речь, соответственно его возрасту, с ним необходимо заниматься. На ранних этапах обязательно разговаривайте с малышом. Слова произносите отчетливо и ясно. На консультации у специалиста вы так же сможете услышать о том, что задержка речевого развития у детей здоровых и хорошо развитых физически практически не происходит. Произношение звуков и слов у таких детей происходит быстро и правильно.

Стоит ли родителям «бить тревогу», если по всем возрастным показателем ребенку пришло время разговаривать, а он молчит? Что делать, если ребенок не понимает обращенную к нему речь? Естественно, это те показатели, при которых однозначно необходима консультация специалиста. Возможно, что ваши опасения беспочвенны, и ребенок просто несколько запаздывает в развитии, но, чаще всего, такое нежелание разговаривать связано с некоторыми отклонениями, и не обращать внимание на это нельзя.

Запишитесь на прием к невропатологу, ЛОРу и логопеду. Если все три специалиста определят, что у малыша нет видимых патологий, можно приступить к развитию речи у детей раннего возраста самостоятельно.

ребенок читает и говорит

Основные упражнения по развитию связной речи

Принципы построения занятий по развитию речи у детей раннего возраста базируются на правильном психологическом подходе. Занятия могут быть предложены в виде игры:

  • Если вы заметили, что ребенок начал активно подражать взрослым членам семьи, начинайте игру. Будет ли это складывание кубиков или укачивание куклы, игра в машинки или уход за плюшевыми животными, обязательно разговаривайте, поясняя, что именно вы делаете. Слова при этом произносите по несколько раз отчетливо и четко;
  • Обязательно ориентируйте свои занятия по развитию речи на бодрое и веселое расположение малыша. Если ребенок капризничает или хочет спать, никакие упражнения не дадут должного эффекта;
  • Закрепляйте слова и фразы, возвращаясь к ним в игре, при этом четко указывайте на предмет или демонстрируйте действие. Маленький ребенок никогда не поймет, почему мама мяукает, если не увидит кошку в окне или на картинке;
  • Обязательно поддерживайте малыша, если тот делает успехи. Похвала в таком возрасте придает малышу силы и желание двигаться в развитии дальше.

Четко выполняя все эти правила, и регулярно занимаясь с малышом, вы очень быстро будете получать необходимые результаты.

Как развить речь у ребенка в дошкольном возрасте

Отдавая малыша в детский сад, важно понимать, что ребенок идет в него не только для того, чтобы постигать науку общения со сверстниками. Детские дошкольные учреждения – это первые маленькие, но самые ответственные звенья в начинающейся системе обучения и образования. По специальным программам специалисты обучают детей в детском саду правильной разговорной речи, развивая ее в нужном направлении.

Занятия по развитию речи у детей начинаются в средней группе. Учитывая то, что ребенок уже освоил определенную часть слов к этому возрасту, он старается ясно выражать свои мысли, эмоции и чувства. Применяя различные системы правильного произношения звуков и слов, и перестраивая детскую психику, мы начинаем развивать у малыша более осознанное восприятие происходящего.

Именно на четвертом году жизни у ребенка появляется потребность самостоятельно заводить разговор. Словарный запас к этому возрасту составляет уже более 2,5 тысячи слов, и малыш пытается разговаривать обо всем, что знает и видит. Последовательные и четко спланированные занятия по развитию речи для детей средней группы – процесс целенаправленный, полностью связанный с педагогикой и детской психологией.

Упражнения для развития речи должны выполняться регулярно, поскольку основная задача воспитателей и педагогов – как можно раньше дать возможность ребенку освоить и овладеть красивой и правильной речью, обогатив и расширив свой словарный запас.

Для работы с группами детей дошкольного возраста применяются следующие методы:

  • Обучение родному языку путем общения взрослых и детей;
  • Книги для развития речи, как культурный и художественный компонент общения. Особенное внимание уделяется русским народным рассказам, сказкам, легендам и басням;
  • Игры с применением ребусов и загадок. Не только формируют логику мышления у ребенка, но и позволяют ему научиться правильно выстраивать предложения;
  • Развитие речи у детей в подготовительной группе – это уже этап подготовки малыша к школе, а значит, упор в занятиях ставится уже на речевые обороты, приближенные к школьной учебной программе. Формируется выразительная речь, а внимание детей акцентируется на связанных длинных высказываниях. Без регулярных тренировок на этих стадиях обучения грамотной и правильной речи процесс развития может остановиться.

Дети с ОНР – развитие связной речи

Современные методики и разработки позволяют проводить занятия по развитию речи в средней и подготовительной группе, создавая при этом максимально комфортные условия для общего развития интеллектуальных и умственных способностей.

Особе внимание логопеды уделяют детям с нарушением речи или с недостаточным ее развитием для их возраста. Работа с такими детьми длительный и сложный процесс даже для специалистов, поскольку формирование азов устной речи у таких малышей тесно связано с их ограниченными возможностями. Кроме того, у малышей присутствует сложность в выстраивании логических высказываний, скудный словарный запас и плохое формирование звуковой стороны речи.

Развитие связной речи у детей с ОНР учитывает наличие у ребенка вторичных психических отклонений, связанных с неправильным восприятием окружающего мира, рассеянным вниманием и скудным воображением.

ребенок говорит по телефону

Методы развития речи у детей с ОРН

В процессе занятий логопеда с детьми необходим тесный и плодотворный контакт с их родителями, ведь только при поддержке близких малышу с ОНР людей специалист сможет достигнуть значительных результатов. В основном, врачи опираются на научные работы и публикации о работе с детьми, имеющими патологии развития речи и слуха. Так, особую популярность получило издание профессора Г.В.Чиркиной «Методы обследования речи детей». В основу этого труда положено прекрасное пособие по изучение нарушений речи у детей, всевозможные методы диагностики и мероприятия, связанные с постановкой правильной речи, теоретические обоснования предложенных теорий.

До сих пор большая часть врачей-логопедов используют в своих занятиях по развитию речи у детей работы Тихеевой Е.П. Этот легендарный педагог и ведущий специалист по младшему и дошкольному воспитанию сумела доказать, что развитие речи у малышей тесно связана с его умственными способностями, сенсорными и лингвистическими особенностями.

Если вы замечаете явные отклонения или задержки в развитии речи, обязательно обращайтесь к специалистам. Своевременная консультация для родителей по развитию речи станет первым шагом в изучении проблемы, определении ее характера и начале плодотворных занятий с ребенком.

Как развивать речь ребенка при помощи артикуляционной гимнастики

Известно, что около 20% малышей, пришедших первый раз в школу, имеют значительные дефекты в произношении букв и звуков. При явных видимых нарушениях, родителям обязательно необходимо начинать занятия по развитию речи уже в подготовительной группе детского сада. Причиной того, что малыш неправильно говорит или не способен воспринимать значение некоторых слов, может стать его плохая успеваемость в школе, а вслед за этим – замкнутость, неконтактность и, как следствие, — глубокое отставание от сверстников на протяжении всего учебного процесса.

Основной метод постановки речи для детей дошкольного возраста – артикуляционная гимнастика. Она проводится с детьми различных возрастов, и в каждом из них имеет свои особенности. Безусловно, врач сам определяет сколько и как заниматься с ребенком, и зависит это только от запущенности и характера патологии затрудненного развития речи.

Такие простые упражнения, как артикуляционная гимнастика, логопеды проводят для детей 2 3 лет и старше. Методика направлена на то, чтобы научить ребенка правильно произносить основные звуки, постепенно осваивая весь звуковой сектор разговорной речи. Первое, чему учат специалисты в этом возрасте – долго удерживать язык в необходимом для произношения положении. Основа занятий – укрепить губы и язык, сделав их гибкими для быстрых переходов от одного звука к другому.

Артикуляционная гимнастика для детей в возрасте 4 5 лет более длительный, но не менее эффективный процесс. Логопеды, применяющие этот метод, полностью избавляют малыша от так называемой «каши во рту», учат произносить слова внятно и четко.

Артикуляционная гимнастика для детей 5 6 лет – завершающий этап подготовки малыша к школе. В этом возрасте акцент ставится на чистое произношение, логическое завершение произносимых предложений и понимание значения определенных слов в различных контекстах. Пройдя несколько этапов обучения, ребенок полностью овладевает необходимыми навыками в произношении, красиво и грамотно выстраивая предложения в четкую и правильную речь.

Наблюдая за малышом с момента его рождения и до момента его подготовки к школе, гуляя и общаясь с другими детьми и их родителями, воспитателями и педагогами в детском саду, вы сможете определить самостоятельно степень развития речи ребенка.

Не откладывайте посещения специалиста если вы заметили у малыша пусть даже небольшие отклонения в развитии речи. Грамотный логопед на начальных стадиях быстро устранит проблему, направив сознание и произношение звуков в правильное нужное русло.

Что делать если ребенок говорит неразборчиво

Наши читатели рекомендуют:

загрузка...
Пожалуйста оставьте комментарий!
загрузка...