Ребенок не говорит в 2 года − кто может помочь разговорить молчуна?

Текст
Фото
Видео
Отзывы

Для полноценного развития личности ребенка, его социальных навыков и интеллектуального развития, обязательным условием является своевременное развитие речи. Выделяют несколько возрастных периодов формирования речи от предречевого, когда малыш только гулит и лепечет, до младшего дошкольного, на котором ребенок не только составляет из слов фразы, но и может составить небольшой рассказ, выразить свои мысли, пошутить или пофантазировать вслух.

Но если ребенок не говорит после трех лет или отстает от своих сверстников, на каком – то из промежуточных этапов развития речи, это обязательно должно встревожить родителей и стать поводом для консультации у специалиста – логопеда, невропатолога, психолога.

ребенок не говорит

Признаки задержки речевого развития

Большинство родителей считают, что если ребенок не говорит в 2 года, или его речь невнятна, причин для беспокойства нет, и со временем все само собой нормализуется. Но такое отношение к проблеме задержке речевого развития может отразиться на интеллектуальных способностях ребенка, его умении общаться в обществе, а иногда такая халатность приводит к необратимым изменениям в психике ребенка. Поэтому своевременное диагностирование задержки речевого развития (ЗРР) на любом из этапов становления речи – первый шаг на пути к выздоровлению.

Что должно насторожить родителей в поведении малыша:

  • Новорожденный не реагирует на громкие звуки, не поворачивает голову на источник маминого голоса.
  • В возрасте от 2 месяцев до 4 малыш не гулит и не начинает активно реагировать при появлении близких людей.
  • Малая активность речевой вокализации или полное отсутствие лепета в возрасте от 9 месяцев до года.
  • Ребенок не говорит в год простые слоги и не может выполнить простые устные просьбы, например, показать на картинке животное.
  • Полуторагодовалый малыш говорит односложные слоги, не произносит простые слова – «мама», «на», «дядя» и даже их сокращенный вариант. Не реагирует на свое имя.
  • Ребенок плохо говорит в 2 года, речь его невнятна и односложна.
  • Малыш после трех лет не может составить простое предложение, часто путает окончания слов, словарный запас менее 30 слов.

При обнаружении у своего ребенка любого из вышеперечисленных признаков ЗРР необходимо проконсультироваться у специалиста, что бы исключить патологию или при ее обнаружении вовремя помочь ребенку.

Причины задержки речевого развития

Развитие речи у детей происходит постепенно, вначале идет подготовка речевого аппарата, укрепление мышц артикуляции, затем малыш учиться понимать человеческую речь и пытается общаться посредством простых звуков. В год – полтора активный словарь постоянно пополняется, и приблизительно ко второму году жизни происходит «лингвистический взрыв», когда количество слов произносимых ребенком с каждым днем возрастает и вскоре приравнивается к пассивному запасу слов. Если же ребенок не говорит или есть явные признаки ЗРР, этому могут быть различные причины которые можно объединить в две основные группы – физиологические и социальные.

ребенок не слышит

Физиологические причины ЗРР:

  • Проблемы со слухом. Плохой слух ребенка приводит к задержке интеллектуального развития, и соответственно речи. Для того чтобы активный словарь пополнялся новыми словами дети должны понимать человеческую речь, что при отсутствии слуха или тугоухости затруднительно для ребенка. Проблемы со слухом могут быть врожденные или приобретенные вследствие перенесения тяжелой болезни или травмы слухового канала. Если ребенок 3 года плохо говорит, хотя до этого его речь соответствовала нормам необходимо обратиться к отоларингологу для проверки слухового аппарата.
  • Недоразвитие речевого аппарата, нарушения артикуляции. Слабое развитие лицевых и челюстных мышц приводит к тому, что у ребенка возникают трудности в вокализации звуков. Этому может способствовать гипотонус мышц при рождении, раннее отлучение от груди, короткая уздечка под языком. Признаком нарушения артикуляции является сильное слюнотечение, рот у ребенка постоянно приоткрыт, твердая пища вызывает рвотный рефлекс, ребенок не говорит в полтора года отчетливые слова.
  • Генетические предрасположенности. Если ребенок 3 года не говорит, но при этом нет отклонений в физическом и интеллектуальном развитии, малыш активен, смышлен, возможно, в роду найдутся родственники также не спешившие заговорить. Виной тому незрелость нервной системы, замедляющая рост клеток, отвечающих за речевую деятельность, передающаяся по наследству.
  • Неврологические проблемы. Дети, имеющие в анамнезе заболевания неврологического характера, полученные вследствие гипоксии плода, внутриутробной инфекции, травмы во время родов, поствакцинальные реакции, чаще других имеют проблему с развитием речи. Это связано как с необратимыми изменениями мозга, так и с проблемой недоразвития сенсомоторной сферы отвечающей за восприятие и воспроизведение информации, в этом случае возможна корректировка развития речи. С такими отклонениями ребенок плохо говорит в 3 года, но при надлежащем обучении и занятиях с логопедом к шести все налаживается.
  • Задержки интеллектуального развития. Такие серьезные генетические заболевания как синдром Дауна, метаболические дефекты, перенесенные внутриутробно вирусные заболевания, энцефалит не могут не отражаться на речевом развитии ребенка.

Психологические задержки развития, например аутизм, приводят к тому, что ребенок 4 года плохо говорит или речь его вообще отсутствует.

Социальные причины ЗРР:

  • Невостребованность речи. Причиной, почему ребенок не говорит в 2 года и позднее может быть как педагогическая запущенность, так и гиперопека над ребенком. В первом случае с ребенком практически не разговаривают, не стимулируют его речевую активность, малыш предоставлен самому себе и его пассивный словарь не пополняется новыми словами. Попадая в общество, такие дети создают впечатление немного отсталых, хотя на самом деле просто не всегда понимает обращенную к нему речь, поскольку не знает значение всех слов, иногда ребенок плохо говорит в 5 лет. Во втором случае, когда родители слишком опекают свое чадо, у ребенка отсутствует мотивация к вокализации своих желаний. Чрезмерная опека тормозит прогресс в развитии и ребенок плохо говорит, потому что у него отпадает надобность озвучивать свои желания, можно просто показывать жестами.
  • Стрессы и испуги. Сильные эмоциональные переживания, нахождение в неблагоприятной обстановке когда родители постоянно сорятся между собой и нередко срываются на ребенке, смена места жительства и многое другое что негативно сказывается на психологическом комфорте ребенка может привести к заиканию и стать причиной почему ребенок не говорит.
  • Билингвизм. В семьях, где используют для общения два языка, особенно из разных лингвистических групп малышу очень трудно воспринимать сказанное, отделять один язык от другого, куда уж там говорить. В такой языковой неразберихе ребенок не говорит в 4 года длинными фразами, поскольку путается в значении слов.
  • Синдром «госпитализма» у детей. Довольно редкий случай развития умственной и физической отсталости на фоне отлучения от матери по причине длительной болезни или нахождении в больничном стационаре. Дети теряют вес при надлежащем уходе, у них формируется отстраненное отношение к окружающему миру. Находясь в подобном учреждении с младенчества, ребенок не говорит в полтора года даже элементарных слов, тогда как его сверстники пытаются связать несколько элементарных слов, построив предложение. Отношения в семье, где мать присутствует в жизни ребенка только формально, так же могут вызвать отчуждение ребенка и задержку в его развитии.
  • Негативизм к речи. Кризис первого года жизни совпадает с тем этапом развития речи, когда многие дети произносят свои первые слова. Независимый и упрямый характер ребенка при настойчивости родителей может дать отрицательный результат. Наблюдается картина, когда малыш, произнеся новое слово, теряет к нему интерес и больше не повторяет. Настойчивые просьбы и уговоры родителей еще встречают еще большее сопротивление со стороны ребенка, он замыкается в себе.

Алалия у детей

Нарушение отделов головного мозга отвечающих за воспроизведение речи и ее восприятие приводят к тому, что дети не в состоянии участвовать в разговоре. Алалия у детей тяжело диагностируется, но при раннем ее обнаружении поддается корректировке. Причинами нарушения мозговых центров Вернике и Брока могут быть травмы плода, обвитие его пуповиной, асфиксия при родах, курение и алкоголизм матери, воспаления мозга перенесенные в первый год жизни малыша. Как правило, при алалии ребенок 2 года не говорит, а если и произносит звуки, то они только отдаленно могут напоминать слова и понять их смысл не всегда могут даже близкие.

дети разговаривают

Различают моторную и сенсорную алалию. При нарушении мозгового центра Брока отвечающего за построение речи наблюдают моторную алалию. От того насколько сильно поражен мозг зависит и степень алалии. При первой степени речь может отсутствовать или же ребенок не говорит в 3 года, но потом начинает проговаривать фразы, формируя их из обрывков слов, как правило, заглатывая окончания. Вторая и третья степень может выражаться в перестановке слогов местами, неправильном падеже и других лексических ошибках.

Сопутствует алалии разбалансировка координации движений, несобранность ребенка, его несамостоятельность.

Сенсорная алалия, связанная с отсутствием восприятия речи, и наблюдается при нарушении центра Вернике. В этом случае ребенок в три года не говорит только потому, что он не может понять чего от него хотят окружающие, он не воспринимает человеческую речь, не отделяет одно слово от другого. На этом фоне развивается отчуждение от коллектива и если с малышом не заниматься, возможна задержка интеллектуального развития в виду недостаточной информации для мозга. При сенсорной алалии нередко можно наблюдать, как малыш повторяет заданный вопрос, только лишь потому, что не понимает, о чем его спросили, это называется эхолалия. Причиной, почему ребенок не говорит в 3 года при сенсорной алалии – восприятие речи окружающих как фоновое звучание.

К сожалению, в 30-40% случаях алалии у детей определяют ее слишком поздно или же без тщательного диагностирования ставят ребенку диагноз умственная отсталость. Очень важно при любых отклонениях в развитии речевых навыков отреагировать и не надеяться, что все пройдет самостоятельно. Если ребенок не говорит в 3 года, это уже повод для беспокойства и обследования его у сурдолога, логопеда и невропатолога.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Популярные публикации:
Пожалуйста оставьте комментарий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пожалуйста оставьте комментарий!