Как научить ребенка говорить − когда материнская интуиция может различаться с популярными методиками?

Текст
Фото
Видео
Отзывы

Развитие речи ребенка происходит в несколько этапов, и на каждом из них есть свои нюансы, упущение которых, может спровоцировать задержку разговорной речи, проблемы с произношением или восприятием слов.

Так как разговорная речь, это навык приобретенный, обязательным условием для ее развития является присутствие носителя речи, в данном случае родителей, задача которых научить ребенка не только понимать слова, но и произносить их правильно.

учим ребенка говорить

Единственно правильной методики, как научить ребенка говорить, не существует, кто-то, полагаясь на материнскую интуицию, просто разговаривает с малышом от самого его рождения, иные родители применяют популярные методики для развития не только речи, но и памяти интеллекта, внимания. При отсутствии, каких либо психических или физиологических отклонений у малыша и в первом и во втором случае родители добиваются положительных результатов, поскольку основное условие обучения речи соблюдено.

Как правильно общаться с малышом для приобщения его к развитию речи

В логопедической практике существует такое понятие как «педагогическая запущенность» встречающаяся как в благополучных семьях, так и в семьях, где малыши не являются желанными. Одним из главных признаков такой проблемы отсутствие речи или слабое ее развитие. Если ребенок плохо говорит в 3 года, при отсутствии каких либо патологий, главной причиной является то, что родители не общаются с ребенком, он плохо понимает человеческую речь, а соответственно не может, воспроизводит слова, отсталость в этом случае вторична, и развивается на фоне отчуждения ребенка от общества.

Чтобы такого не случилось необходимо разговаривать с ребенком от самого его рождения. Вначале младенец различает интонацию сказанного, тембры голосов родственников, учиться отличать голос матери и выделяет его среди всех прочих звуков и голосов. Так закладываются основы фонематического слуха позволяющего различать речь, ведь перед тем как учить ребенка говорить, необходимо научить его слушать. В этот период можно напевать песни, рассказывать потешки, пеленая малыша или купая.

Второй этап приобщение малыша к общению, стимуляция его речи. Изначально дети озвучивают свои потребности и желания посредством плача, но вскоре малыш обнаруживает, что так, же может произносить протяжные звуки, говорить «агу». Важно в этот момент не игнорировать попытки ребенка говорить с вами, а отвечать ему так же и вскоре вы заметите, что на ваше «агу» ребенок ответит тем же. Можно считать, что первый диалог в его жизни состоялся. Важно разговаривая с малышом на его языке не переносить это во взрослую речь, не коверкать слова, не называть их уменьшительных, потому как научить ребенка правильно говорить изначально, намного легче, чем потом корректировать его речь.

Начиная с пяти 4-5 месяцев, когда младенец уже начинает гулить, память его в сравнении с памятью взрослого человек способна перерабатывать и запоминать в десятки раз больше информации. Это именно тот период, когда идет закладка интеллектуальных способностей ребенка на последующие три года. Кроме обычной фоновой речи и разговоров с малышом, необходимо ежедневно пополнять его пассивный словарь (слова которые ребенок способен выделять из общего потока речи и понимать) 2-3 новыми словами. Сделать это не трудно совершая ежедневные путешествия по комнате, и показывая на различные предметы называть их. Что бы проверить запомнил ли ребенок, в один из таких обходов можно пропустить пару предметов, вы заметите, как малыш взволновался, и жестом указывая на предмет, просит его назвать. Таким образом, пополняется пассивный словарь малыша, уровень его интеллекта возрастает и у вас не будет проблем, как учить ребенка говорить в 2 года, поскольку это произойдет само собой.


По такому же принципу построена методика обучения речи Гленна Домана, где родители показывают малышу набор карточек с изображением животных, предметов обихода, фруктов и овощей и отчетливо называют их. Периодически наборы карточек меняют или дополняют их новыми картинками, убрав на время часть старых, уже изученных. Как показывает практика, после таких занятий дети начинают говорить уже в год, а к полутора годам строят предложения из нескольких слов, тогда как научить ребенка говорить в 2 года, используя этот метод, уже намного сложнее.

Дети очень быстро теряют интерес к однообразным занятиям, поэтому задача родителей или педагогов постоянно придумывать новые методы обучения в игровой форме. Так на смену картинкам могут прийти книги, в которых можно поискать спрятавшегося зайку или посчитать утят, главное чтобы ребенок не оставался слушателем, а приобщался к игре, поскольку дети легче обучаются действиям.

мама разговаривает с ребенком

Если ребенок в 2 года не говорит, возможно, у него отсутствует мотивация, поскольку к этому периоду развития речи у малыша в активном словаре должно быть не менее 50 слов, которые он формирует в короткие предложения. Поэтому если ваш малыш не хочет произносить слова, а общается посредством жестикуляции и отдельных звуковых модуляций, виной всему может быть гиперопека. Попробуйте на время сделать вид, что не понимаете, о чем просит ребенок, возможно, это его стимулирует произносить слова. Так дети, попав в незнакомый коллектив, где не понимают их жестов, начинают разговаривать за сравнительно короткий период времени.

Еще один метод научить ребенка говорить, повторять один и тот же коротенький стишок 3-4 раза в день, через несколько дней можно не договаривать окончания фраз до конца, чтобы малыш сказал их за вас.

Упражнения на развитие артикуляции у детей

Проблемы с произношением могут быть у детей, с нарушениями артикуляции, слабо развитыми мышцами речевого аппарата. Для тренировки произношения полезны скороговорки для развития речи, а так же специальные упражнения, направленные на укрепление мышц лица.

Самыми простыми из них являются следующие:

  • Пускание корабликов. Необходимо налить в широкую и глубокую тарелку воду и положив на ее поверхность маленькие бумажные шарики, попросить ребенка подуть на воду, так чтобы получились волны и бумажные кораблики добрались до другого «берега».
  • Налить в стакан воду, и дав ребенку соломинку попросить его подуть в нее, при этом на поверхности воды появляются пузыри, что очень нравиться многим детям.
  • Надувать шары, играть в индейцев прикладывая во время гортанного звука ладошку к открытому рту, гимнастика для языка – все это укрепляет мышцы рта, настраивает речевой аппарат на правильное произношение слов.
  • Скороговорки для развития речи на букву р можно использовать только после трехлетнего возраста, поскольку до этого периода речевой аппарат ребенка просто еще не готов для произношения сложных звуков.

Развитие фонематического слуха у детей

Неразвитый фонематический слух у детей приводит к тому, что речь становиться неясна, ребенок многое не понимает из сказанного, не отделяет одно слово от другого, путает окончания. Если ребенок не говорит в 3 года четко, переворачивает слова, путая начало с окончанием или заменяя одну букву другой, возможно у него проблемы с фонематическим слухом, для этого лексического расстройства есть специальные упражнения для корректировки.

  • Ребенок закрывает глаза или отворачивается, а взрослый производит поочередно различные звуки – шелест бумаги, фольги, целлофана, звук переливания воды, звон колокольчика. Малыш должен отгадать источник звука.
  • Скороговорки для развития речи для детей с проблемой восприятия речи помогают ребенку учиться отделять слова близкие по звучанию, но различные по смыслу.
  • Шумные баночки. В стеклянные баночки насыпают различные крупы – пшено, горох, рис. Сначала детям дают послушать, как по – разному звучат эти баночки, если их потрясти. Затем малыш закрывает глаза, и угадывает на слух, что находиться в банке по звуку.

Развитие мелкой моторики пальцев и речь ребенка

Развитие мелкой моторики влияет на развитие речи ребенка, чем больше ребенок в форме игры развивает руки, тем быстрее он заговорит. Как научить ребенка говорить в 3 года? Помогут различные упражнения в игровой форме, которые направлены на развитие моторики рук. Рисование, лепка из пластилина, мозаика, игры с бумагой – все эти занятия помогают дошкольникам развить не только творческие способности, но еще и улучшить мозговую деятельность центров отвечающих за речь.

ребенок не говорит

Не обязательно приобретать дорогостоящие развивающие игрушки, их можно смастерить в домашних условиях из подручных материалов. Так, например, для полугодовалого карапуза, нет увлекательнее занятия, чем рвать бумагу на полосы или рисовать пальчиком на доске посыпанной манной крупой. В девять месяцев можно предложить ребенку баночки разного диаметра с крышками. Малыш будет подбирать к каждой баночке соответствующую по размеру крышку, в это время развивается не только моторика пальцев, но и мышление, логика, память, а соответственно и речь.

Детям постарше можно предложить нанизать большие бусины на толстый шнурок или нацепить прищепки на картонный шаблон, шаблон может иметь различную форму и цвет. Так же не стоит забывать про пальчиковый массаж, игру «Сорока – ворона» и другие пальчиковые игры.

Как научить ребенка произносить звук р?

Как научить ребенка говорить букву р? Этот вопрос волнует многих родителей, ведь если малыш не научиться правильному произношению в младшем дошкольном возрасте, в школе у него будут возникать сложности в общении со сверстниками. Для корректировки произношения можно заниматься с малышом ежедневно произнося скороговорки для развития речи, в которых есть буква р, а так же специальной гимнастикой для языка.

  • Упражнение 1. Ребенок, артикулируя губами, произносит поочередно звуки «а – о – ы», при этом работают все мышцы лица.
  • Упражнение 2. Попросите малыша, кончиком языка поочередно дотронуться до всех зубов, это растянет подязыковую уздечку.
  • Упражнение 3. Цокать языком, имитируя звук копыт.
  • Упражнение 4. Притронувшись кончиком языка к бугорку верхних зубов произносить звук «Д».

Скороговорки для развития речи детей улучшают произношение, фонематический слух и память ребенка. В случае если к пяти годам проблема произношения остается не решенной, малыша определяют в группу с логопедическим уклоном.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Популярные публикации:
Пожалуйста оставьте комментарий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пожалуйста оставьте комментарий!