Методика Гленна Домана

Мало кто из современных родителей не слышал кто такой Гленн Доман, а так же о его методике раннего развития взбудоражившей весь мир. Вряд ли найдутся более спорные методы обучения детей чтению и математике основанные на запоминании целых слов и математических выражений по карточкам. Но факт остается фактом – результаты таких занятий имеют положительную динамику в развитии, как здоровых детей, так и малышей имеющих проблемы с функциями головного мозга.

загрузка...

ребенок играет

Однако находятся и критики, утверждающие, что знания, полученные с помощью метода Гленна Домана в раннем возрасте, мешают в нормальном обучении детей, в рамках школьной программы, поскольку ребенок, привыкший получать знания в виде картинок, дезориентируется при виде иллюстраций в детских учебниках.

Немного биографии

Гленн Доман, окончив университет в 1940г в возрасте двадцати лет, стал трудиться на должности физиотерапевта в больнице при университете Темпл, где и познакомился со своим сподвижником Темплом Феем. С началом второй мировой войны Гленн, как и многие другие американцы, счел своим долгом записаться в ряды добровольцев. Вернувшись на родину в звании командира роты пехотинцев, Гленн Доман продолжил свою врачебную практику. Именно в этот период Гленн познакомился с профессором нейрохирургии Феем Темплом, и вскоре стал работать в его команде, разрабатывая различные методы реабилитации детей с нарушениями мозговой деятельности.

После того как центр Темпла обанкротился, Доман не покинул идею и раздобыв необходимые средства открыл в 1955г свой Реабилитационный Центр в штате которого числились логопеды, педиатры, нейрохирурги, психологи, педагоги и многие другие специалисты объединенные общей целью – активизировать мозг больных детей. Сама методика Гленна Домана по реабилитации больных детей основана на утверждении что, при стимуляции одних участков мозга, поврежденные центры так же могут восстанавливаться. Так малыши, с которыми занимались чтением и развитием энциклопедических знаний показывали результаты и в улучшении двигательной активности. И наоборот, развивая физически грудничков, специалисты отмечают положительные результаты в умственной деятельности ребенка.

Так в период с 1958 по 1960г в Центре Домана было проведено амбулаторное лечение 76 детей с нарушениями работы головного мозга, некоторые из них не то, что говорить, не могли ходить и обслуживать себя самостоятельно. Для справедливости стоит заметить, что дети, находящиеся на лечении были не старше 5 лет, поскольку как утверждает врач, мозг человека активно растет только до 7 лет, и именно от развития ребенка в этот период зависит его последующие умения, эрудиция и скорость мышления. По результатам лечения по методике Гленна Домана 74 ребенка из 76 после двухлетних занятий показали результаты не то чтобы хорошие, а просто потрясающие. Поскольку дети, имеющие в медицинской карточке запись об умственной отсталости в 6 – 7 лет умели бегло читать, считать и оперировать трехзначными цифрами, имели богатый лексический запас и багаж энциклопедических познаний.

Система Гленна Домана в развитии и реабилитации детей перенесших травмы мозга имела успех, что и натолкнуло врача на адаптации данного метода для развития здоровых детей. Так, в 1964г в свет вышла книга под названием «Как научить вашего младенца читать» в которой автор говорит о невероятном стремлении детей к знаниям, необходимо лишь правильно подать эти знания, чтобы не вызвать у малыша скуку.

Гленн Доман

Методики раннего развития для детей по Гленну Доману

Основными положениями при разработке методики Гленна Домана, по утверждению самого автора стало стремление ребенка к познанию нового, заложенное в нем природой, от нас требуется лишь грамотно организовать учебный процесс.

Гленн Доман, в своей книге «Гармоничное развитие ребенка» говорит о предоставлении ребенку возможности двигаться с первых дней жизни. При стимуляции отделов мозга отвечающих за двигательную активность, соседние отделы, отвечающие за развитие интеллекта и речи, так же развиваются. Методика раннего развития Гленна Домана основана на взаимодействии гармоничного развития физической активности и интеллекта. Применять ее по отдельности, например, пытаясь научить малыша только читать по карточкам или совершенствуя его физические данные, равноценно вырванным фразам из контекста и не является результативным.

Что касается физического развития младенцев, Гленн Даман настоятельно не рекомендует пеленать малышей или другими способами ограничивать их активность. По его методике лучшим местом для бодрствования малыша и совершенствования своих навыков, является ровный пол, на котором ребенок может ползать без ограничений. Так же для развития малышей их необходимо обучать плаванию, что, по сути, заложено в них инстинктивно.

Карточки Гленна Домана используются для обучения детей с 6 месячного возраста чтению, математике и энциклопедическим знаниям. Суть метода заключается в визуальном восприятии ребенком слова, написанного определенным шрифтом, или же картинки, математической цифры в виде кружочков по количеству числа в звуковом сопровождении. Карточки делятся на блоки, которые показываются малышу в течение дня, самообучение проводиться в удобное для ребенка время, когда он весел и активен. Показывая карточку в течение нескольких секунд, родитель или педагог озвучивает написанное, после чего меняет карточку на другую.

Поскольку дети запоминают информацию в десятки раз лучше взрослого человека, методика Гленна Домана подразумевает смену карточек каждую неделю, для того чтобы малыш не утратил стремления к познанию нового.

Сами карточки можно изготавливать из плотной бумаги распечатывая исходники из интернета, при этом необходимо знать суть методики не поверхностно, а углубленно прочитать хотя бы пару его книг, в которых он подробно описывает этапы развития мозга ребенка, а так же дает рекомендации по использованию карточек.

Значение работ Гленна Домана

Так кто же такой Гленн Доман, врач, открывший законы развития головного мозга, или человек, методики которого вводят в заблуждения родителей и специалистов вот уже более 40 лет?

Ответить на этот вопрос однозначно не удастся, поскольку в результате его многолетних трудов, на основе которых и были написаны книги раскрывающие секреты воспитания гениев, дети с нарушениями головного мозга могли вернуться к полноценной жизни, а их умственное и физическое развитие в некотором смысле опережало показатели здоровых сверстников. Тем не менее, во всем нужно искать золотую середину и практикуя различные методы раннего развития детей необходимо, прежде всего, основываться на стремлении ребенка к знаниям, а не на удовлетворении собственных амбиций как педагога или родителя. Любая методика предполагает, прежде всего, уважать право ребенка на детство.

Развивающее видео для детей по методике Гленна Домана

загрузка...
Популярные публикации:
загрузка...
Пожалуйста оставьте комментарий!
загрузка...